Проблемы игромании, как ее еще
называют, – лудомании (с латинского "ludus” – игра) - чрезмерного увлечения
азартными играми - безусловно, должны волновать общественность любого
цивилизованного государства. В России эта тема не разработана, и ее обсуждение
поднимется впервые. Решение этой проблемы требует объединения усилий
законодателей, юристов, психологов и бизнесменов от игорного бизнеса. Однако
перспектива реального решения данной проблемы кажется туманной. Ведь, как
известно, до сих пор не принято ни одного закона, который регламентировал бы
собственно игорный бизнес, и игорные заведения вынуждены действовать на
основании временных Положений и Постановлений Правительства, Президента и т.д.
Что уж тут говорить о законодательных или социальных свершениях в деле решения
проблемы распространения лудомании в нашей стране?!
Но вместе с тем желание начать диалог,
собрать специалистов разного уровня для обсуждения проблем игромании должно
приветствоваться! В решении этой проблемы мы должны обратить внимание на опыт
зарубежных стран, где проблемы игромании решаются как на государственном уровне,
так и на уровне самих игорных заведений, которые выступают в тандеме с
законодательными и исполнительными органами власти.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о
том, что во всех цивилизованных государствах уже давно разработана система
борьбы и профилактики лудомании. Социальные институты, психологическая помощь,
психотренинги, специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных
последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в
которых заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и
незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь. К тому же тема
профилактики страсти к азарту возведена во многих странах до уровня
государственного регулирования. Например, практика социальной защиты "наркоманов
игры” активно используется в Швейцарии и Германии.
В этих странах в практику уже внедрена
обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой
зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая
школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила
поддержку в качестве законодательных актов. Так, в частности, в закон "Об
игорном бизнесе” в Швейцарии в апреле 2000 года была внесена поправка, которая
раскрывает необходимые условия для владельцев и сотрудников казино. Казино
обязаны представлять отчет о проводимых в заведениях мероприятиях, направленных
на избежание опасных для общества последствий азартных игр. В постановлении
правительства Швейцарии об азартных играх и казино конкретизирована социальная
концепция, направленная на борьбу с лудоманией: игорные заведения обязаны
проводить предупреждающие мероприятия по защите населения от пристрастия к
азарту; обеспечивать обучение и повышение квалификации персонала; вести
совместную работу с психологическими службами по профилактике лудомании среди
своих клиентов.
Сами казино принимают активное участие
в реализации программы. Например, Гранд Казино (Баден), создало группу
специалистов, которые ведут беседы с клиентами казино, замеченными в чересчур
большом увлечении азартными играми. Эти беседы тет-а-тет проводятся с лудоманами
в надежде на то, что игроки придут сами к выводу о необходимости завязать с
пагубной страстью. В крайних случаях, когда разъяснительная работа не дает
результатов, само казино (и в это трудно поверить!) запрещает больному азартом
человеку продолжать игру в своем заведении.
В США создаются специальные фонды,
собирающие средства на борьбу с игроманией. В частности, известно, что
калифорнийские власти получали немалые средства от индейских казино для
финансирования программ, связанных с последствиями игорного бума в этом штате и,
соответственно, с увеличившимся числом лудоманов (по количеству
зарегистрированных лудоманов Калифорния на первом месте - около 1 миллиона
человек). Деньги, однако, не пошли в дело, что вызвало негодование у владельцев
индейских казино. После огласки в прессе губернатор штата постановил, что впредь
отчисления в фонд будут производиться не в казну штата, а в контрольную комиссию
по игорному бизнесу. Несмотря на негативный опыт создания фонда по борьбе с
лудоманией в Калифорнии, тем не менее, данный пример демонстрирует вполне
конкретное стремление на государственном уровне решать проблемы
игромании.
Также в США ведется серьезная
статистика лудоманов, что тоже свидетельствует о заинтересованности общества и
властей к проблеме злоупотребления азартом. Согласно изучению, проведенному в
США, примерно 5% посетителей казино - наркоманы игры, патологические игроки. Это
примерно столько же, сколько и в целом среди населения. Исследования в данной
области проводятся, в частности, специализированным Университетом Исследования
Азартных игр и Центром Лечения в штате Коннектикут.
Из данных примеров можно сделать
выводы:
-
Лудомания – проблема, воспринимаемая
на Западе как серьезная угроза психическому здоровью населения;
-
Борьба с лудоманией возведена на
уровень государственного регулирования, из чего следует принятие соответствующих
законов, постановлений правительства, направленных на борьбу с заболеванием. А
также создается сеть учреждений и институтов, изучающих данную проблему и
медицинских учреждений, проводящих лечение и профилактику.
-
Создаются специальные федеральные
программы по борьбе с лудоманией
-
Сами казино и игорные заведения
активно участвуют в программах социальной защиты населения от лудомании и
всячески способствуют проведению профилактических мероприятий.
Учитывая практику, внедренную в
западных странах, мы усилиями специалистов разных областей можем создать
прецедент – Социальную программу по профилактике и предотвращению последствий
игромании.
1) Для этого, во-первых, усилиями
деятелей игорного бизнеса и социологических служб следует провести анализ
проблемы лудомании в России: социологические опросы, мониторинг психологических
институтов с целью выявления степени серьезности проблемы игромании в стране.
Статистика по данной проблеме должна выявить уровень актуальности данной
проблемы и ореол распространения заболевания в стране.
2) Во-вторых, – по инициативе
заинтересованных предприятий игорного бизнеса можно создать Фонд борьбы с
игроманией, на собранные средства которого можно финансировать лечебные и
реабилитационные программы; спонсировать психологические службы помощи
лудоманам; проводить PR-акции и осуществлять публикацию разъяснительных статей в
СМИ.
3) В третих, на добровольных началах
создавать в казино на местах службу психологической помощи игрокам. При каждом
игорном заведении должен состоять на службе психолог или психотерапевт, который
в экстренных случаях может оказать профессиональную помощь игроману.
4) Проводить в средствах массовой
информации рекламную кампанию по пропаганде здорового азарта без последствий
привыкания к игре.
Игорные заведения, которые добровольно
примут участие в подобных мероприятиях, направленных на борьбу с игроманией,
засвидетельствуют тем самым высокий уровень качества предоставляемых ими услуг в
сфере азарта, смогут повысить престиж своего заведения и доказать на деле, что
здоровый образ жизни, в том числе и связанный с азартными играми, является
приоритетной задачей индустрии развлечений.
В целом любое сильное пристрастие,
граничащее с болезненным состоянием, каковым является игромания, свидетельствует
о низкой культуре, отсутствии ясного преставления о том, что может нести собой
игра: азарт, приятное времяпрепровождение, интеллектуальное развлечение,
изысканный отдых, а не погоню за наживой, получением легких денег. В идеале –
лучший способ профилактики игромании – это повышение общей культуры игроков. Но
и сами казино повышением качества обслуживания, улучшением условий для отдыха
клиентов, созданием атмосферы комфорта и доброжелательности могут предоставить
игрокам прекрасную возможность ощутить, насколько изысканным может быть отдых и
игра в казино.