Статью о первом проекте мы и публикуем в этом номере. Статью о втором проекте вы сможете прочитать в следующем. При спуске с орбиты возвращаемые космические аппараты (КА) должны уменьшить свою скорость с орбитальной (7.5–8 км/с) до посадочной (практически нулевой). Для этого используется аэродинамическое сопротивление, которое пропорционально квадрату скорости. На высотах 60–100 км, когда скорость КА еще достаточно велика, а плотность атмосферы уже существенно увеличилась, торможение наиболее интенсивно, а КА подвержен наибольшему аэродинамическому и тепловому воздействиям и максимальным перегрузкам. Обеспечить высокую экономическую эффективность и безопасность эксплуатации разрабатываемых КА невозможно без скрупулезного учета всех воздействий на конструкцию и выбора оптимальной траектории движения, которая снизила бы эти воздействия. В наземных условиях чрезвычайно тяжело смоделировать космические скорости в практически вакуумных условиях. Полетный эксперимент, осуществляемый исследовательскими спускаемыми аппаратами (на рисунке экспериментальные КА, в разработке которых нам довелось участвовать), достаточно дорогой, так как необходимо создать и запустить такой аппарат.