Гадание Колдовство никогда не получало одобрения со стороны общества, поскольку люди, обладающие даже самыми малыми, но выходящими за грань общепринятых возможностями всегда вызывали сложные эмоции на грани восхищения и ненависти.
Если древнее общество не могло обойтись без колдунов и прорицателей, то в последующие века, в результате экспансии Христианства все люди, имеющие хотя бы косвенное отношение к колдовству признавались преступниками. Однако гадалка будет рангом пониже ведьмы (что совершенно не мешает опытной колдунье быть хорошей гадалкой), поэтому, когда прорицатели попадали на суд, они редко удостаивались тяжелых наказаний. Самые ранние гражданские законы наказывали гадателей за попытку обнаружить спрятанные сокровища, а наиболее поздние – за мошенничество.
Христианский церковный закон довольно рано начал считать еретическим колдовством все попытки найти спрятанные сокровища или предсказать будущее. Как писал известный английский демонолог и пуританский проповедник Уильям Перкинс в своей знаменитой работе "Discourse of the Damned Art of Witchcraft” (1608) – «Гадание, это часть колдовства, посредством которой человек с помощью дьявола обнаруживает неизвестное в прошлом, настоящем или будущем. Гадание может быть осуществлено как с помощью приспособлений, так и без них. Истинные средства, например, предметы или явления природы, такие как полет птиц, исследование внутренностей, астрология, сны или бросание жребия являются «созданиями Господа». Ложные или фальшивые средства, такие как некромантия или «черное искусство», происходят от дьявола, который появляется перед ведьмами в образе мертвого тела». Классическим образцом некромантии была ветхозаветная аэндорская волшебница, «чей пример прямо свидетельствует, что есть виды гаданий, благодаря которым колдуны и чародеи обнаруживают странные вещи с помощью дьявола, появляющегося перед ними в виде тени умершего». Согласно Перкинсу, наиболее безнравственным видом гадания является тот, что совершается без всяких средств «сам по себе и благодаря незамедлительной помощи домашних духов. Он определен и недвусмысленно запрещен в книге Левит (19,31) и практикуется двумя путями: внутренне, когда дух находится внутри колдуна, или наружно, когда он только вдохновляет его». Но в любом случае такое гадание является доказательством договора гадателя с дьяволом.
Как только «белых ведьм» стали признавать виновными наравне с «черными», так и магов стали осуждать за некромантию. Как утверждал Генри Холиуэлл (1681) - «Маг, заявляющий, что имеет дело только с добрыми духами, обманут иллюзиями, которые создает дьявол или злой дух». И даже если они не понимают злой сущности этих духов и не заключают с ними «явных контрактов», то это вовсе не смягчает их вину.
Хотя гадание «без средств» по мнению христиан основывалось на соглашении с дьяволом, это преступление редко выделялось на судах, считаясь частью традиционной магии.Но если в Европе отношение к гаданиям открыто и явно порицалось христианской доктриной, то в России сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, православие крайне негативно относится к суевериям, гаданиям и прочим «остаткам язычества». С другой стороны, они настолько укоренились в быте и сознании, что, к примеру, представить себе святочную неделю без традиционных гаданий просто невозможно.
Традиционным временем отправления обрядов, с помощью которых можно было узнать свое будущее, были святки и русальная неделя.