Путешествия во времени на протяжении многих поколений являются заветной мечтой многих жителей нашей планеты. Они нашли отображение в романах фантастов и современном кинематографе. Вот и вышедший сегодня на большие экраны фильм «Интерстеллар» обыгрывает эту тему весьма изящным образом.
Но вернёмся к основному вопросу: путешествиям во времени. Возможны ли они на самом деле или же это лишь выдумки писателей-фантазёров? Начнём с плохих новостей. Мы вряд ли сможем отправиться в прошлое, чтобы увидеть, как возводятся египетские пирамиды. За последний век многие учёные выдвигали различные теории, предполагающие, что путешествие во времени возможно лишь в будущее. А вот возвращение в прошлое – это куда более сложная задача. Однако невозможная ли?
Альберт Эйнштейн заложил фундамент теоретической науки, регулирующей сегодня большинство исследований в области путешествий во времени. Разумеется, учёные вроде Галилея и Пуанкаре тоже сделали важный вклад в это направление, но именно теории Эйнштейна резко изменили представление человечества о времени и пространстве. Благодаря труду этого учёного мы до сих пор верим в то, что путешествия во времени возможны.
Одним из наиболее реалистичных способов совершить прыжок во времени многие учёные считают кротовую нору, или, как её называют учёные, мост Эйнштейна — Розена. В фантастических фильмах довольно часто обыгрывается ситуация, когда некий туннель соединяет две точки во времени и пространстве, позволяющий героям совершать невероятные путешествия. Общая теория относительности допускает существование таких туннелей.
Ещё в 1935 году Эйнштейн вместе со своим коллегой Натаном Розеном предположили существование кротовых нор. Правда, с тех пор человечеству так и не удалось обнаружить ни одного подобного туннеля. Многие учёные выдвигали свои собственные теории относительно того, как эти червоточины в пространстве и времени могут функционировать. Стивен Хокинг и Кип Торн, вероятно, внесли наибольший вклад в данную область науки. Именно Кип Торн, физик-теоретик из Калифорнийского технологического института, помог режиссёру Кристоферу Нолану с научным обоснованием сценария его фильма «Интерстеллар».